Первый Иркутский мост

 

 

Построить постоянный мост через своенравную Ангару оказалось нелегким делом... Для иркутян с момента возникновения города и его расширения, связать его части посредством моста было очень важно. Перевоз через Ангару располагался в XIX веке между нынешними улицами Российской и Чкалова. Паром переплывал Ангару за полчаса. Существовавший впоследствии новый паром, прозванный «самолетом», использовал необычайно  быстрое течение Ангары и переплывал его за 4 минуты. Для того, чтобы осуществить переправу, посередине реки был установлен огромный якорь, который соединялся длинным тросом с паромом. В борт парома при переправе била струя воды. Таким образом он, используя силу течения реки, пересекал Ангару.

Несмотря на этот перевоз, город нуждался  в постоянной переправе.

Своим решением Городская дума в январе 1981 года провела торги на строительство через Ангару первого понтонного моста.

Выстроенный понтонный мост имел сначала 16 барж (понтонов). Между ними располагался деревянный настил. Открытие моста состоялось в июне 1891 года. На открытии моста присутствовал цесаревич, находящийся тогда проездом в Иркутске по возвращению из кругосветного путешествия.

Строение моста позволяло не только переезжать через него. Мост разводился по утрам. Суда и плоты, не имеющие вначале возможность  пройти в пролеты моста, с  осторожностью  проходили его.  Чтобы это осуществить, у правого берега Ангары  выводили вторую и третью баржы.

Во время вскрытия реки и ледостава мост разводили на более длительное время. Часто часть барж уносилась рекой. После этого мост приходилось  восстанавливать.

В 1931 году инженер Поликарпов П.Н. и архитектор. Француз И.А, который являлся соратником  знаменитого академика Щусева А.В., представили проект нового бетонного моста через Ангару.

Необходимость связать быстроразвивающуюся  левобережную часть города и вокзал  с центральной частью Иркутска явилось основной причиной строительства моста.

Условия возведения моста были достаточно трудными. На это сказывалось не только  большая глубина Ангары, но также и  быстрое течение реки в месте строительства. Кроме этого,  отрицательно сказывалась и  низкая температура в зимний период. При этом все усугублялось и частыми ветрами.

Особенность проекта заключалась кроме этого  в строительстве  сплошного бетонного монолита, который содержал более  сорок тысяч тонн бетона.

Вначале работы по строительству велись низкими темпами. Прежде всего, из-за недостатка материальных ресурсов, отсутствия квалифицированных кадров, а также из - за существующих перебоев при разработке строительной документации.

Ускорить темпы строительства помогло только улучшение материального и финансового снабжения. Численность рабочих в определенные периоды строительства доходила до 1300 человек.

Чтобы иметь квалифицированные кадры строителей и рабочих,  руководство обеспечило обучение необходимыми профессиями крестьян, прибывших в Иркутск. Стала широко применяться созданная по тем временам современная  техника: бетономешалки, компрессоры, автомобили, подъемники, электрогенераторы.

Для строительства использовались местные стройматериалы. Гравий и песок доставляли с берегов Иркута, а облицовочный для опор моста гранит привозили из поселка Маритуй.

Уникальность моста заключается в следующем: всей своей массой  он опирается на 32 береговых и 5 речных опор. Длина моста 1245 метра. Мост имеет четыре пролета, из которых центральные пролеты достигают длины по 80 метров, а крайние - 70. На мосту предусмотрено четырехполосное движение, включая трамвайное двухпутное и пропуск пешеходов.

Первый Иркутский мост для своего времени являлся одним из крупнейших мостов в СССР. Он обладает, кроме всего прочего, архитектурными достоинствами. Легкость и стройность мосту придают полукруглые арки, от которых отходят вертикальные пилястры и грани.

В 1936 году как раз накануне 19 годовщины Октября  мост был открыт. В постоянную же эксплуатацию был сдан в декабре. Это была первая постоянная действующая  переправа через Ангару. Правый и левый берег города были связаны. Только после сдачи моста в эксплуатацию  стало  возможным  обеспечение  постоянной  связи с железнодорожным вокзалом, а также с Кругобайкалкой и с районами, которые располагаются  на левой стороне Ангары. По улице 2-ой Железнодорожной появился городок  строителей с жилыми домами, клубом и магазинами. Появление моста способствовало экономическому развитию не только города Иркутска, но и края.

 

 

На эту темы вы можете почитать:

Общайтесь со мной:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Thanx: Nice-news